Национальный Союз Каратэ Кекусинкайкан

Напишите нам: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Каратэ подобно кипятку: если его постоянно не подогревать, то он превратится в обычную воду!
Фунакоси Гитин , основатель Сётокан

Ката

Ката Кёкусинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы Годзю-рюЧоюна Мияги (1888-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958).

Стиль Годзю-рю – это член группы школ Наха-те, находящийся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо.

Южный Китай был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплочённости. Дистанция боя была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техника сосредоточена на руках и плечах с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьёзно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката – это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо.

В отличии от ката школы Наха-тэ, испытавших южное влияние, стиль Шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-те, на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бёдра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.

Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с большим количеством техник прыжков. Дистанция боя между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жёсткими, по сравнению с южными стилями. Всё же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но типичный пример ката северного влияния.

В ранние годы Сосай Мас. Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Кёкусин-рю – это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката. Каратист Кёкусин - рю свободно дерётся и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках.

В соответствии с источником влияния, ката Кёкусин могут быть сгруппированы следующим образом:

Наха-тэ – самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сиэнчин, Гарю (была разработана самим Мас Оямой), Сейпай.

Шури-тэ – самое сильное северное влияние: Янцу, Цуки но Ката, Канку, Сушихо.

Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Сосаем для Кёкусин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Кёкусин пришли главным образом из источников Южного влияния.

Занимаясь развитием каратэ в Японии, Гитин Фунакоши (Шотокан, северное влияние) столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный стиль) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку и применил другие, такие как « Пинан » из-за их соответствия цели. Ката « Пинан » были созданы другим мастером Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей.

Ката Южного происхождения


Санчин – «Три битвы». Имеет различные толкования, например координация стойки, дыхания и движений руками – или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой.

У Сосай Оямы есть три принципа, важных для овладения ката:

1 – темп техники,
2 – точки силового нажима,
3 – контроль дыхания.

Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин.

Теншо – «Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.

Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений.

Гекусай-Шо - «Завоёвывай и занимай – младший».
Гекусай-Дай - «Завоёвывай и занимай – старший». Может также обозначать: «Бери приступом крепость».

Сайфа - «Максимальное разрушение». Это ката также создал Мияги. Название поддерживает чувство выражения максимального потенциала через телесный инструмент.

Сиенчин - двусмысленно в значении. Часто переводится как «Шторм внутри спокойствия». Дословно обозначает «Атакуй мятежное поселение», или «Подави отступления». Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно «подавить отступающее сердце»

Гарю - «Опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остаётся в неизвестности. Это ката было создано Сосай Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает – не выпускать её.

Сейпай - «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-тэ.

Ката Северного влияния

Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкио-ку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться и идти по тропе каратэ.


Пинан - «Спокойный ум, спокойная безопасность» или «Мирный ум, Мирная безопасность». 5 ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощённые версии про двинутых китайских форм (включая Канку), для того, чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесёт спокойный дух и умиротворённость уверенного сердца.

Янцу - иногда оно переводится, как «Обеспечить чистоту», указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.

Цуки-но ката - ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.

Сушихо - «Пятьдесят четыре ступни». Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-тэ. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддийской философией.

Канку - «Узри небеса», «Посмотри на небо». Именно это ката выбрал Г.Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии в 1922 году. Канку - это высшее ката в Кёкусин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, всё будет хорошо. Солнце вновь поднимется завтра и с ним придёт новая надежда, каким бы тяжёлым не казался сегодняшний день.

Зеленый пояс

Зеленый пояс (4-й и 3-й кю) - уровень эмоций/чувствительности

После периода закрепления и обучения, желтый пояс готовится к экзамену на 4 кю. Этот уровень символизируется зеленым поясом. Зеленый цвет можно получить, смешав желтый (элемент - огонь) и голубой (элемент - пустота). Уровень зеленого пояса - это точка отсчета, это первый уровень старших поясов, соответствующий Анахата Чакре который расположен возле сердца, и элементом которого является воздух. До настоящего момента, каратэка был довольно ограничен в опыте и выражении. Теперь при концентрации у сердца каратэка в большей степени осознает свой уникальный ум и важность доброжелательности и сострадания.

Будущий зеленый пояс учится принимать других такими, какие они есть, понимая , что глазами нельзя увидеть всего что есть в основе всех вещей. Вы никогда не узнаете всю историю. Он, таким образом, становится более внимательным к другим, и когда он это делает, его личность становится более сбалансированной. Зеленый пояс понимает, что сила без мудрости и сострадания становится разрушительной, опасной и жестокой.

Сосай говорил: “Сила без справедливости - это насилие, справедливость без силы - беспомощность.”

Студент на этом уровне узнает истинный смысл того, что значит любить других. Человек каратэ не должен быть безразличным к судьбе и положению других людей.

"Учтивость должна проявляться во всех наших действиях и словах, и во всех аспектах нашей ежедневной жизни. Но под учтивостью, я не имею ввиду жестокую холодную формальность. В самом истинном смысле, учтивость - зто самоотверженная забота о благосостоянии, физическом и умственном покое другого человека."

Масутацу Ояма

История каратэ, философия и потенциал, который они содержат, серьезно изучаются теми, кто стремится достичь уровня зеленого пояса.

Идет обновленный поиск основ человеческой физиологии, включая жизненно важные нервные центры тела В додже зеленый пояс концентрируется особенно на правильных методах дыхания и на совершенстве стиля и техники закрепляя требования оранжевого, голубого и желтого поясов. Необходимо достигнуть превосходного выполнения всех основных техник, основных движений, требуемых ката, прежде чем даже думать о сдаче экзамена на зеленый пояс. Будущий зеленый пояс учится комбинировать свою технику, скорость и силу которые развиваются в ходе усердных тренировок, но работает и над силовым аспектом каратэ. Кёкусин - это силовое каратэ. Зеленый пояс должен уметь демонстрировать свою силу.

Более тонкие области этого уровня - восприимчивость и чувство времени - также глубоко изучаются. Нужно учиться чувствовать намерения и баланс оппонента, и так рассчитывать во времени и использовать техники, чтобы произвести максимальный эффект.

Студент рассматривает продвинутые технические понятия и методы и находит то, что ему больше нравится и начинает применять это в своем собственном каратэ. Техника выполняется естественно, без обдумывания, у зеленого пояса появляются проблески умственного состояния, известного под названием заншин, когда тело действует идеально без сознательных усилий.

Тренировки становятся более серьезными, чем когда-либо. Зеленый пояс стремится развить зрелое и бесстрашное отношение в спарринге, овладевая вводящим в заблуждение спокойствием и непритязательным походом к самозащите и ежедневной жизни. Это первый шаг в познании позитивного обмана или искусства скрывать эмоции и способности там, где это нужно сделать. Такая способность - это важное оружие в арсенале каждого воина, в каратэ и в жизни вообще. Не всегда полезно проявлять свои личные мнения, способности соотношения. Чаще, терпение значительно более полезно.

Зеленый пояс - это уровень зрелости, мудрости и любви. Этого легче всего добиться, если отбросить желание праздно наблюдать за жизнью и слишком много философствовать, и из-за этого не видеть простой правды, которая лежит в самом сердце этого. Через объединение физической и умственной силы, развитых через их тренировку, с состоянием и пониманием, мировоззрения зеленого пояса становится сбалансированным и гармоничным. Исключительно важно для зеленого пояса уметь обуздывать отношения, которые не к лицу зрелому каратэка.

Боевой путь - это борьба в сердце. Все начинается с самоконтроля.

Рассмотрение зеленого пояса указывает на то, что этот уровень, является первым из старших степеней (первый, касающийся природы 5-го спинного центра, все охватывающей Пустоты), должен сделать серьезную оценку роли, которую и в каратэ и в жизни вообще играет разум.

"Для меня, спокойная погруженность мысли, которую монах Дзэн находит в сидячей медитации, замещена абсолютной погруженностью, которую я испытываю в изнурительной тренировке каратэ. Покрытый потом, полностью поглощенный тем, что я делаю, на тренировках я преодолеваю и жизнь и смерть."

Масутацу Ояма

Нелегко успокоить ум. Необходимо бесконечное терпение и усилие, прилагаемое без устали, перед тем как человек сможет сделать это по собственной воле. Целью этого является установка баланса между физической и умственной гранями. “Одевание” мантии ответственности этой первой старшей степени необходимо и обозначает “снятие” незрелости. Пока это не произойдет, прогресс будет серьезно задерживаться.

Желтый пояс

Желтый пояс (6-й и 5-й кю) - уровень утверждения

Примерно через 6 месяцев серьезных тренировок, голубой пояс сдает экзамен на 6-й кю, или желтый пояс. Желтый пояс соответствует Манипура Чакре, третьему позвоночному центру, элементом которого является Огонь. Этот центр связан полярностью с сейка танден, единой точкой в нижней части живота, к которой очень часто обращаются в японской философии и традициях боевых искусств. Это - хранилище творческой психической энергии и физический центр баланса, расположенный в области сразу под пупком. Эта общая область нижней части живота также известна как хара. У студентов, тренирующихся на желтый пояс, концентрация имеет свой центр хара, поэтому они должны стараться понять принципы производства энергии через бедра и талию, для продвижения к этому уровню. На тренировке он узнает, что сила удара кулаком и ногой идет не из ноги или руки. Движение наносящего удар орудия имеет второстепенное значение; первостепенно важное производство энергии происходит в теле, в частности в хара.

Сосай Ояма постоянно подчеркивает на тренировках что нужно сфокусировать концентрацию на хара. Если не концентрироваться на хара во время тренировки, появляется чувство подъема и падения, кажется, что тело производит энергию только от плеча. Напрягите пальцы ног, опустите свой вес и почувствуйте себя прикованным к земле невидимыми струнами, которые тянут вас от пояса книзу. Сконцентрируйтесь на хара и почувствуйте энергию, текущую из этого центра. Ваши способности возрастут в значительной мере. Производство энергии хара, в противоположность энергии из рук и плеча, можно сравнить с выстрелом из заряженного ружья. Вы берете пулю в руку и бросаете ее как можно сильнее, но вам все равно не удастся произвести такую же силу удара, как при выстреле из ружья. Таким образом, разрушительная сила пули присуща не самой пуле; она более зависит от пороха и калибра ружья. Тоже можно сказать и о силе удара; он практически не зависит от руки, а от энергии, которая вырабатывается в теле. Конечно, сила в руке, особенно захват, имеет большое значение, давая возможность выразить эту энергию. Мягкая губковая пуля, выпущенная из ружья, не может оправдать силу выстрела из ружья. Слабая рука не сможет поддержать энергию, правильно выработанную из хара.

Готовясь к желтому поясу, студент, таким образом, начинает особенно хорошо понимать роль, которую “единая точка” играет в его характере, и он напоминает себе об этом на каждой тренировке, завязывая узел пояса. Пояс завязывается узлом непосредственно на хара, символически связывая в этой точке тело и ум, готовясь к тренировке. По этой причине, к завязыванию пояса нужно относиться как к ритуалу, при этом мысленно фокусируя концентрацию на узел и центр энергии, на котором узел находится Если во время тренировки вы отвлекаетесь, просто нажмите на узел пояса, почувствуйте некоторое давление на хара, и сознательно верните концентрацию туда, где она должна быть.

Сеппуку. Ритуал самоубийства в феодальной Японии был честью для класса воинов. Существенно, что сиппуку, или как его еще называют хара-кири, выполняется вскрытием живота, при этом разрезается центр физического и духовного объединения, и таким образом душа освобождается от телесной оболочки.

До желтого пояса студент концентрировался на чисто физическом мастерстве - баланс, устойчивость, координация глаз/рук, и общая техническая способность. Желтый пояс требует от студентов серьезного обдумывания не только физической подготовки, динамического баланса и координации, но также заставляет задуматься и о психологических аспектах тренировки - восприятии, осознании, утверждении и других проявлениях силы воли.

На первом уровне медитации каратэ, концентрация сфокусирована Манипура Чакре. Это объединяет тело и дух Элемент Огня оживляет нас и заставляет нас осознать физическую силу воли в каратэ. С желтым поясом студент применяет свой интеллект и сознательность при координации базовых физических понятий каратэ с его собственным потенциалом ума. Он становится более уверенным в своих растущих способностях и более решительным в своих действиях Он совершенствует свое знание каратэ и учится выполнять все движения часто и правильно. Это жизненно важно, потому что, если не обращать внимание на техническую точность, прогресс студента на более высоких степенях становятся исключительно тяжелым. Тот, кто не уделил время закреплению базовых принципов позиции, баланса и координации на этом уровне, часто будет сталкиваться с серьезными проблемами на высоких степенях коричневого и черного поясов, исключительно из-за фундаментальных недостатков, которые легко можно было бы “задушить в зародыше” на этом раннем этапе Ответственность за это лежит столько же на инструкторе, сколь и на студенте, может даже и больше. Попытка координировать тело и ум для технического совершенства, впервые выполняется через тренировку, нацеленную на увеличение скорости техник без потери формы. Понимание, как применить силу через технику, - это двойной прогресс. Первый шаг -тренировка правильной базовой техники и ее внедрение в физическую и умственную системы Поняв это, желтый пояс двигается дальше ко второму этапу, объединяя правильную технику со скоростью. Тренировка на тяжелых мешках, макиваре, или энергичное кумитэ (спарринг) - необходимы, главным образом, для подготовки тела, чтобы оно смогло дать и принять огромный шок, образовавшийся через усовершенствованную технику, объединенную со скоростью, чтобы научить тело, что это значит - применять такую силу, и в каких пределах тело может справиться с ней. Мозолистые кулаки или сильный захват не оправдывают цели, если боец не овладел координацией правильной техники и скорости.

Мелочные психологические недостатки, такие как МСТИТЕЛЬНОСТЬ, ПЕСИМИЗМ. ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ И НЕИСКРЕННОСТЬ должны быть встречены с полной серьёзностью и способностью контролировать их.

Рассматривая, какую важную роль в каратэ играет ум, желтый пояс не забывает о том, что тело должно быть сильным, в хорошем состоянии. Наоборот, его тренировки вдохновлены огнем энтузиазма, потому что он понимает, что именно через физическую тренировку развивается ум.

Как утверждает Сосай Ояма:" Подвергать себя энергичным тренировкам нужно более ради того, чтобы выковать в себе твердый дух, который сможет победить собственные эгоистические интересы, чем ради развития сильного тела."

Так как элементом желтого пояса является Огонь, мы начинаем осознавать чувства тела в движении и динамическую природу жестокой агрессии, как полезный, энергетический инструмент. Эта агрессивная энергичность становится центром отношений к каратэ у желтого пояса, и он узнает, что страхи преодолеваются, если противостоять им с уверенностью в себе. Желтый пояс должен понять, что именно ум владеет телом. Сосай Ояма говорил об искусстве контроля плоти умом. Он сам был свидетелем того, как священник Дэен всунул руку в котелок с кипящей водой, не нанеся себе никакого вреда. Священник напомнил молодому Ояме: “Ты можешь сделать все, если только будешь действовать с уверенностью в себе”.

"Сущностью каратэ является тренировка ума через тело. Вот почему каратэ, способное придать такую силу, не должно быть использовано неправильно или искаженно. Искусство Каратэ стремится к чему-то болев глубокому, чем просто культ физической силы."

Масутацу Ояма

Желтый пояс - это последний уровень в ряду уровней для начинающих. Здесь каратэка начинает чувствовать, что может непосредственно контролировать свою жизнь и свое окружение.